Проект «Электронная Украина»

Украина понимает важность создания информационного общества, ускорения этого процесса. На втором заседании Межведомственной комиссии по вопросам информационной политики и информационной безопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины было предложено положить начало долгосрочной программе под условным названием «Электронная Украина», в рамках которой предусмотрены мероприятия по формированию завершенной нормативно правовой базы в этой сфере, создание эффективного механизма информационного взаимодействия органов власти всех уровней, внедрения электронного документооборота и обеспечения информационной безопасности. Идет речь об образовании в стране такой электронной среды, в которой наш гражданин сможет эффективно осуществлять все свои обычные взаимоотношения с окружающим миром, – работать, общаться, контактировать с государственными органами и тому подобное.

Еще одним важным аспектом этой проблемы является предоставление исчерпывающей информации о деятельности органов власти, что, без сомнения, будет способствовать росту общественного доверия, без которого невозможна эффективная деятельность государства. Возможность стойкой обратной связи благодаря Интернету позволяет гражданам не только получать достоверную информацию о работе правительственных структур, но и предоставлять им свою информацию. Это повысит объем социального капитала в той форме, какую А. Хиршман назвал “моральными ресурсами”, то есть ресурсами, объемы которых в процессе использования не столько сокращаются, сколько нарастают, а исчерпываются лишь в том случае, когда ими не пользуются. Таким образом, граждане и власть имеют возможность больше узнать о деятельности и проблемах друг друга.

В научных дискуссиях в настоящее время популярны такие понятия, как “e-government” (электронное правительство) и “digital divide” (имущественное расслоение общества в связи с возможностями доступа к информационным технологиям). Необходимым условием создания “Электронной Украины” является, в первую очередь, формирование нормативно правовой базы. В Европе уже разработаны два модельных закона, которые рекомендуются для принятия всеми странами, которые намереваются интегрироваться в электронное пространство континента. Это закон об электронной коммерции и законе об электронной цифровой подписи. Некоторые страны имплементируют данные законы без изменений, другие же вносят в них определенные коррективы, продиктованные своими национальными особенностями. На основе упомянутых модельных законов готовится и правовая база “Электронной Украины”.

Уже приняты законы об электронном документообороте, электронной цифровой подписи, обсуждаются предложения относительно правил лицензирования деятельности провайдеров, а также правил подключения органов государственной власти, к Сети.

В нашем государстве нужно сформулировать правовые гарантии получения гражданами ответов на их запрос к государственным органам, установить сроки предоставления таких ответов. Ведь закон “Об обращении граждан” не предусматривает электронную форму обращений как такую, которая тянет юридические последствия: т. к. чиновники вовсе не обязаны реагировать на обращение граждан по Интернету. Чтобы предоставить таким обращениям и ответам на них юридический  статус, необходимо внести соответствующие дополнения и поправки в действующий закон. Учитывая важность интеграции Украины в Европейский Союз, вопрос образования своего электронного пространства приобретает особенную актуальность. Cоздание «электронного правительства» позволит государству значительно эффективнее взаимодействовать с гражданами.

Что даст «электронное правительство» Украине? По оценкам ряда специалистов, оно позволит эффективнее вести борьбу с коррупцией, создаст условия для нормального развития бизнеса, улучшения инвестиционного климата, а, следовательно, и предпосылки для более динамического роста всей экономики.

Украинское правительство уже предприняло первые шаги на этом пути. В частности, принята Национальная программа информатизации, выдан Указ Президента «О мероприятиях для развития национальной составляющей глобальной информационной сети Интернет и обеспечение широкого доступа к этой сети в Украине», разработан проект «Электронное правительство Украины», выдано Постановление Кабинета Министров «О порядке обнародования в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти». Также принято постановление о разработке единственного Web-портала Кабинета Министров, на котором будет размещаться информация о деятельности органов исполнительной власти. Стратегически Web-портал определяется не как единственная база данных, а как единственная поисковая система государственных органов. Зная один Интернет-адрес, один телефонный номер, гражданин сможет найти любую информацию, что его интересует.

Специалисты отмечают, что требует пересмотра парадигма государственного управления. В широком понимании существует целая “иерархия правительств” – центральные, региональные, отраслевые. И они должны обеспечить функциональное и информационное взаимодействие со всеми гражданами. Нельзя не отметить и большой экономический эффект от создания „электронного правительства”. Опыт развитых стран показывает, что электронное взаимодействие граждан с органами власти может стоить вдвое более дешево, чем то, которое осуществляется с помощью реального офиса.
Как свидетельствует нынешняя практика, идею „электронного правительства” в Украине продвигают, в основном, энтузиасты. Также стоит иметь в виду, что эта идея станет плодотворной только при соблюдении определенных условий, в частности – повышение компьютерной грамотности населения, обеспечения компьютерами школ, в которых должны читаться информационные дисциплины, и тому подобное. Если это произойдет, то можно рассчитывать, что уже через пять – десять лет активнейшая часть населения Украины – молодежь органично впишется в электронное общество. В рамках создания информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной власти разработаны концепции, осуществляются отдельные рабочие проекты, внедряются Закон Украины “О Национальной системе конфиденциальной связи”, правительственное Постановление “О порядке формирования и выполнения отраслевой программы (проекту) информатизации”, документы по вопросам криптографической защиты информации. На это время в информационной сфере Украины применяется около 80 нормативно правовых актов. В Сети появляется все больше сайтов государственных органов, партийных структур, многочисленных международных неправительственных организаций, которые содержат богатую информацию, которая существенно повышает политическую осведомленность граждан. Доступными для широкой общественности, а не лишь для «избранных», становятся правительственные документы. Интернет стимулирует появление новых, более эффективных механизмов политической мобилизации граждан. Без преувеличения его можно считать средством достаточно оперативной организации и координации действий политических единомышленников, которые являются сторонниками нетрадиционных социальных движений. Осознавая актуальность внедрения системы «электронного правительства», ряд ведомств, таких, в частности, как Государственная налоговая администрация, Казначейство, Национальный банк, Государственная таможенная служба, Пенсионный фонд, а также отдельные структуры разных органов власти активно создают собственные корпоративные сети, электронные системы управленческой и финансовой деятельности. Развиваются и компьютерные сети местных органов власти.  В настоящее время собственные сайты имеют практически все министерства и ведомства. С недавних пор наличие веб-представительства стало обязательным требованием правительства к своим структурам.

Ориентация веб-представительств многих министерств не на интернет-содружество, а на своих начальников часто приводит к очевидному несоответствию сайтов, как ожиданиям пользователей Сети, так и статусу правительственного заведения. Анализ содержания сайтов украинских государственных органов удостоверяет, что они не полностью отвечают требованиям информативности, интерактивности и возможности осуществлять трансакции. Пока что сайты, например, местных райадминистраций предоставляют не полезную для граждан информацию, а фотографию главы администрации, номер телефона его секретаря и тому подобное. А ввиду того, что содержание сайтов возобновляется изредка, информация, которая предоставляется ими, безнадежно стареет. Таким образом, не выполняются нормы законодательства, которые регламентируют минимум полезной информации, которая должна быть на Интернет-странице: показатели расчетов за электроэнергию, выполнение бюджета, правила уплаты госпошлины и тому подобное.

Непрофессионализм разработчиков и ограниченность ресурсов является причиной низкого качества большинства официальных сайтов. Причем идет речь не только о дизайне, внешнем виде сайтов, но и о продуманности структуры, формы подачи материала, программное обеспечение и так далее Низкое качество официальных сайтов, их информационная бедность, малополезность не стимулируют пользователей Интернета посещать их.

Как показывает опыт западных стран, наибольший интерес для населения представляют электронные страницы не центральных, а местных, органов власти. Социологические данные свидетельствуют, что 55 % граждан необходимая информация местного уровня, 20 % обращений можно решить на уровне района или области и только 25 % вопросов касаются деятельности министерств и ведомств. В Украине наиболее привлекательным для пользователя является сайт Президента, где можно найти не только общую информацию и телефоны, но и тексты президентских указов, выступлений главы государства, на разных собраниях и пресс-конференциях, оперативную ленту новостей. Доказано, что под воздействием информационной среды изменяется и социальная среда. Поддается изменениям институционный дизайн, который создавался давно и в других условиях. Кроме традиционного появляется информационный способ управления, при котором, в частности, на уровне независимых экспертов и государственных аналитических структур активно обсуждаются конфликты или возможность их возникновения.