Сущность электронного правительства, принципы и методы его организации

Электронное правительство – это:

— Организация государственного управления на основе электронных способов обработки, передачи и распространения информации, оказание услуг всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, работникам, бизнесменам, государственным служащим и т.д.) электронными способами, информирование теми же способами граждан о работе государственных органов;

— Информационные технологии в государственном управлении;

— Государство в компьютерной сети;

— Метафора, которая означает информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;

— Трансформированные для правительственных и государственных организаций идеи электронного бизнеса, в которых правительство выступает как корпоративный пользователь информационных технологий;

— Обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации;

— Сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок, необходимых государственному аппарату материалов и оборудования;

— Средство для  снижения  затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличение открытости и прозрачности деятельности органов власти.

 Принципы организации электронного правительства

Общепринято термин «электронное правительство» означает способ организации государственной власти  с помощью систем локальных информационных сетей и сегментов глобальной информационной сети, которая обеспечивает функционирование соответствующих служб в режиме реального времени и делает максимально простым и доступным каждодневное общение граждан с официальными организациями. Основными принципами организации электронного правительства являются:

— Ориентация на граждан. Граждане как собственники правительства, а не только как потребители его услуг, определяют политику и направление развития проекта;

— Удобство и простота использования. Все электронные дополнения, которые применяются в правительстве, стремятся облегчить использование системой для граждан, увеличить скорость обслуживания запросов и сократить термин ожидания;

— Бизнес-трансформация. Все программное обеспечение, архитектура и инфраструктура, а также политика электронного правительства направлены на то, чтобы добавить правительственной системе эффективность бизнес-модели с ее соответственной цепочкой преимуществ;

— Стоимость и сложность. Должны быть сведены к минимуму, чтобы работа с системой не вызывала осложнений как у приватных, так и у корпоративных  пользователей;

— Обслуживание. Эффективность работы электронного правительства должна проявляться в его способности быстро и с наименьшими затратами обслужить наибольшее количество граждан, обеспечивая при этом наивысшее качество услуг;

— Соответствие. Электронные дополнения должны полностью соответствовать общей архитектуре систем безопасности, идентификации, электронных платежей, а также общему дизайну пользовательского интерфейса системы;

— Масштабность решений. Электронные дополнения должны обеспечивать взаимодействие между различными структурами и органами, которые составляют систему, и полную взаимную совместимость;

— Отчетность. Дополнения должны увеличивать точность данных, возможность их архивирования, а также аудита трансакций;

— Скорость воплощения. Термин доработки и введения дополнений должно составлять от трех до девяти месяцев;

— Готовность к действию. Правительственные органы должны выявлять готовность присоединиться к системе и адаптировать соответственно к ней свою работу. Учитывая то, что это связано с определенным риском, эти органы должны руководствоваться проверенными методами, а также быть уверенными в успехе и полезности проекта;

— Предоставление услуг в любой момент времени (электронное правительство работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году);

— Максимальная простота и прозрачность (электронное правительство должно обслуживать обычных граждан, а не только специалистов);

— Единые технические стандарты и взаимная совместимость (электронные дополнения должны соответствовать принципам общей архитектуры систем идентификации, безопасности, дизайна).

Уровни электронного управления

Традиционно выделяют три уровня электронного управления:

— Электронное информирование граждан государственными органами: власть становится более открытой для граждан. В электронном пространстве появляются документы, которые она принимает, объясняются принятые решения;

— Электронное взаимодействие граждан и государственных органов. Ее обеспечивают механизмы общения граждан и представителей власти в виртуальном пространстве в реальном масштабе времени: обсуждение предлагаемых и принятых решений, выяснения тех или других вопросов. Например, на сайтах некоторых государственных органов Украины уже действуют Интернет-приемные. Обратившись к такой приемной с электронным письмом, гражданин имеет возможность получить ответы на свои вопросы;

— Электронное обслуживание граждан государственными органами. Может осуществляться учреждениями, специально уполномоченными на это государственным органом, в том числе и на коммерческой основе. Например, гражданин может по электронным запросам получать те или другие документы, которые касаются деятельности государственного органа, подавать электронные налоговые декларации, прибегать к электронной регистрации тех или других правовых актов (договоров, поручений, прав владения собственностью).

ВЫВОД. Таким образом «электронное правительство» обеспечивает прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами и ведомствами, и в конечном итоге – с каждым конкретным начальником любого ранга и статуса. «Электронное правительство» позволяет автоматизировать работу с документами, в частности – и с заявлениями граждан, справками, лицензиями другими формальными актами, которые легализируют определенную деятельность гражданина. Одновременно у каждого человека появляется возможность отслеживать судьбу его запроса, жалобы, предложения или требования… Иными словами, официальное учреждение перестает быть темным ящиком, в котором бесследно исчезают все проявления гражданской активности.