Несколько слов об электронном правительстве…

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является на сегодняшнее время одним из важнейших факторов жизни мирового сообщества. Их всеобщее применение преобразует современную действительность, приводит к существенным изменениям в политической, экономической, социальной и культурной сферах. При этом особого внимания требуют изучение изменения, и как следствия, развития процессов всестороннего взаимодействия в рамках новоявленного «информационного общества», исследование потенциала и места ИКТ в государственном управлении, вынужденном соответствовать вызовам современности, отвечать на растущие требования со стороны общества. Важной тенденцией совершенствования управления в развитых странах становится создание «электронного правительства» (ЭП). ЭП не является дополнением или аналогом традиционного правительства, за данным заимствованным термином кроется сформировавшееся в западной научной литературе, преобразование процессов взаимодействия органов власти с получателями услуг и между собой, автоматизированных при помощи грамотного использования ИКТ.

Особую актуальность данная тематика приобретает применительно к реалиям современной России, перед которой также стоят задачи включения в глобальное информационное пространство, развития и освоения новейших ИКТ с целью экономического, социального и политического развития страны. Необходимость создания ЭП в Российской Федерации неоднократно подчеркивалась Президентом Д.А. Медведевым. Однако ввиду организационных, методологических, технологических проблем наша страна находится на самом раннем этапе развития ЭП. Начальная стадия формирования ЭП в России обуславливает необходимость исследования опыта зарубежных стран, ранее приступивших к электронным реформам и с успехом их реализующих. Изучение опыта США обусловлено в частности тем, что данная страна одной из первых приступила к внедрению ИКТ в политико-государственное управление и по данным ООН неизменно занимает лидирующие позиции по уровню развития ЭП. Научное осмысление государственной политики США в данной сфере, выявление ее сильных и слабых сторон представляется весьма актуальным для реализации ЭП в Российской Федерации. Актуальность темы исследования также определяется глобальностью и сложностью задач, стоящих перед государством в условиях формирования информационного общества.

Целью создания сайта «Вестник электронного правительства» является повышение эффективности функционирования электронного правительства., формирования единой возможной структуры ЭП (общими усилиями автора и посетителей сайта), описание своего собственного опята работы с существующими сервисам ЭП

Цель может быть разбита на несколько подцелей (для понимания читателей):

  • анализ степени проработанности вопроса формирования ЭП в различных источниках (концепции, программы, зарубежная и отечественная литература);
  • изучение примеров опыта работы с уже имеющимися сервисам ЭП (и опыта посетителей сайта);
  • систематизация существующих методик формирования и реализации электронного правительства на региональном уровне, выработка концептуальных положений по методике оценки ЭП региона, объединяющей все типовые этапы формирования ЭП на основе использования математических методов;
  • выработка рекомендации по повышению эффективности формирования (или совершенствования имеющегося) ЭП, путем применения конкретных технологий.

Степень внедрения электронного правительства считается важным показателем уровня развития каждой страны и периодически измеряется экспертами ООН, составляющими специальный рейтинг – E-government Readiness Index. В рамках этой мировой тенденции в начале XXI века в нашей стране также была разработана Целевая программа «Электронная Россия», принятая Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)». Данная Целевая программа несколько раз редактировалась (в 2004, 2006, 2009 годах). Главной целью Программы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 721 (последняя редакция этой программы) было «создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей доступ к информации о деятельности и услугах органов государственной власти в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти, что позволит снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан».

Программа «Электронная Россия» закончилась в 2010 году, но работа в этом направлении не прекратилась. Следующим шагом стала долгосрочная целевая программа «Информационное общество (2011 – 2018 годы)» – совершенствование процессов формирования в Российской Федерации электронного правительства в 2011 – 2018 годах.

В результате выше представленных длительных этапов формирования ЭП в РФ, появился долгожданный результат, который, к сожалению, далек от оригинала (если сравнивать с ЭП Великобритании, США – пионеров в этом деле), но всем заданным параметрам (в ФЦП), как не странно отвечает.

Проанализировав ситуацию, которая складывается в регионах России, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний момент существуют некоторые проблемы, связанные с формированием ЭП в России:

  1. Отсутствие единого определения ЭП, отсюда могут последовать и различия в представлениях о конечном результате. Наиболее четкое определение выглядит следующим образом: «Электронное правительство – это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов».
  2. Отсутствие четких этапов формирования ЭП, с выработкой основных показателей эффективности достижения того или иного этапа.
  3. Отсутствие четкой схемы оптимизации каждой из услуг,  классификации и разграничения полномочий между ведомствами.
  4. Формирование ИС отдельных ведомств собственными силами, что приводит к дублированию информации, возможно также возникновение проблем актуальности этой информации.
  5. Недоступность услуг в отдельных частях страны (маленькие деревушки, крайний Север).

Движение к информационному обществу ставит перед государством задачу развертывания в Сети собственной информационной инфраструктуры, которая позволить ему осуществлять весь комплекс существующих функций и быть готовым отвечать на новые вызовы времени. В этом смысле мы можем говорить об одной из важнейших задач государственного строительства.

Однако общий замысел этим не исчерпывается. Проект сетевой государственной инфраструктуры должен еще включать стратегии, обеспечивающие выстраивание оптимальной системы взаимодействия государственного аппарата с сообществами граждан и одновременно поддерживающий процессы становления самой инфраструктуры гражданского общества.

Главное, что обретает государство – это  новое качество управления общественными процессами. Государственная машина в условиях Информационного общества оставляет в своем арсенале технологии прямого администрирования (административного воздействия) и ограничений, унаследованные от традиционных и индустриальных формаций. О причинах мы уже говорили. Однако у государства появляются возможности повысить свою эффективность за счет использования сетевых механизмов и технологий, основанных на более гибких, горизонтально и вертикально интегрированных «управляющих алгоритмах», в основе которых стратегии непрямого воздействия  и диалога. Эти механизмы могут быть менее жесткими и не всегда привязанными  к традиционным (off-line) институтам  государства.

Необходимость изменений содержания системы государственного управления диктуется тем, что новые информационные технологии совершенно меняют парадигму отношений «производитель- потребитель», что для государства означает пересмотр всей системы и процедур взаимодействия  с клиентами и партнерами.

Бизнес уже давно почувствовал эти перемены и направляет все усилия на борьбу за клиента, за постоянного потребителя. В случае с государством ситуация несколько иная. Клиентом государства является все общество, причем клиентом постоянным (по умолчанию). Однако, если государство намерено гармонично вписаться в Информационное общество и быть там вполне конкурентоспособным, то должно быть в своей деятельности ориентировано на потребности конкретного человека. Возможно, с помощью новых технологий государство сможет «персонализировать» свою деятельность и сделать отношения между государством (государственным аппаратом) и гражданином удобными, понятными и необременительными для обеих сторон.

Сама структура формирующегося электронного правительства и инструментарий, необходимый для его создания, окончательно не утверждены (существует множество вариантов, в каждом регионе свой). Наиболее обоснованным и приближенным к идеалу мне представляется вариант, который предложил д.э.н, проф. каф ЭК, ПГУТИ Юрасов А.В. в своей статье «Постановка проблемы разработки научно-обоснованной концепции, алгоритмов работы и архитектуры инструментальных средств электронного правительства»