К вопросу информационно-технологической ориентированности электронного правительства на гражданина

На сайте министерства экономического развития Российской Федерации 15 марта 2012 года было опубликовано исследование Организации Объединенных Наций (ООН) и сопровождающий его рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства на 2012 год. Документ под названием «The United Nations E-Government Survey 2012: E-Government for the People» оценивает готовность и возможности национальных государственных структур в 190 странах в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для предоставления гражданам государственных услуг. По сравнению с предыдущим докладом ООН в 2009 году Россия в этом рейтинге поднялась сразу на 32 позиции — с 59 на 27 место.

Повышение позиций в рейтинге обуславливается развитием инфокоммуникационной среды в стране, готовностью и возможностью национальных государственных структур в использовании ИКТ для предоставления гражданам государственных услуг, повышение степени  охвата и качество интернет-услуг, уровня грамотности населения, установления эффективной нормативно-правовой базы. Следует отметить, что для имеющейся на данный момент положительной тенденции развития электронного правительства Российской Федерации необходима не только политика поддержания достигнутого уровня, но и политика развития в совокупности информационно-технологической и ориентированной на гражданина–пользователя сторон. Ориентация на потенциального пользователя означает наибольший процент удовлетворенности гражданина в соответствии с его запросам и требованиям, лаконичность и легкость взаимодействия каждого человека с государственными и муниципальными структурами и с государством в целом, устранение  преград от нормативно-правовых и технико-технологических до социопсихологических.

В рамках данной статьи, авторами будут анализироваться различные способы по достижению континуума между обществом и государством посредством ресурсов электронного правительства  на примере зарубежных стран, на основе которых могут сформироваться возможные изменения в элементах электронного правительства РФ. В данной работе будут указываться наиболее продуктивные, вызывающие интерес, не требующие кардинальных мер по изменению существующей структуры электронного правительства, примеры достижения вышеуказанных целей.

В процессе работы, в первую очередь были рассмотрены основные государственные сайты стран-лидеров, таких как США  и Великобритании.  В Соединённых Штатах функционируют два основных сайта: сайт белого дома (www.whitehouse.gov) — выполняет задачу информирования населения о деятельности президента и правительства, сайт правительства США (www.usa.gov) — портал правительства с поиском по государственным сайтам США, с сервисами услуг и направленный на обычных людей. Первый   сайт более официальный, сайт правительства проще в восприятии и более функциональнее. В Англии данная структура представлена в ином решении — существует Альфа версия сайта правительства (http://alpha.gov.uk), которая и предоставляет услуги населению, и информирует о деятельности государства. В России данная структура представлена в следующем образе: сайт президента (http://президент.рф) — выполняет задачу информирования населения о деятельности президента, сайт правительства (http://правительство.рф) — выполняет задачу информирования о деятельности правительства, сайт государственных услуг(http://www.gosuslugi.ru) — оказывает различные услуги населению.  Данные проекты выполнены на достаточно профессиональном уровне и задают некий формат Российского государственного сайта. Тем не менее, эти сайты разные и у них нет единой концепции, в том числе и навигации.

Таким образом,  следует определить основную проблематику структуры отечественных сайтов следующим тезисом: отсутствие единой информационной платформы между государственными сайтами. Если же рассматривать непосредственно сайты, предоставляющие гражданам  услуги, то, авторами отмечается следующая отличительная черта: на порталах и Англии, и США отказываются от юридического стиля предоставления информации, стараются говорить очень просто, неофициально и без лишних слов, от того и обычным пользователям понятнее и удобнее. Анализируя порталы РФ, можно увидеть, что на российских государственных сайтах  многократно повторяют лишние «Российской Федерации», «на основании», пытаются говорить слишком официально с простыми людьми. В том числе на сайте www.gosuslugi.ru можно встретить чрезвычайно  длинные и официальные формулировки, которые достаточно тяжело воспринимать тем, кто не является юристом по образованию.

В процессе анализа специфик предоставления гражданам зарубежных стран информации и государственных услуг, авторами анализировались электронные правительства не только стран с лидирующими позициями,  а также, такие как Латвия, Норвегия, Республика Казахстан и другие.

Так, в Латвии существует  эффективный и простой приём пользовательского мониторинга: при введении в поисковую строку  яндекса запрос «Официальный сайт электронного правительств Латвии» первым на запрос откликается сайт, не самого e-government, а сайт http://webanketa.com,  на котором пользователю предоставляется возможность заполнить анкету, по ответам на которую, можно делать анализы осведомленности различной степени у пользователя об услугах электронного правительства, о проблемах, интересующих пользователей, а также учитывать их пожелания. Более того, в рамках данного сайта пользователь сам может создать анкету, с интересующими его вопросами касаемых работы электронного правительства. Таким образом, происходит прямая взаимосвязь между запросами и потребностями общества и работой государства. Несомненно, что при наличии своевременного реагирования государства на подобного рода действия пользователей, может привести к полному соглашению и интеграции общества и государства. Стоит отметить, что данная практика вполне применима и к нашей стране – достаточно проста в исполнении, не вызывает затруднения при анализе результатов анкетирования и выполнение других видов работ.

Интересен также опыт Норвегии, в организации под названием DiFi (Агентство государственного управления и электронного правительства) работает всего около 200 человек. Сегодня в Норвегии можно получить доступ к 85-87 процентам всей государственной и муниципальной документации (http://www.oep.no). То есть, все чиновники обязаны регистрировать всю свою входящую и исходящую корреспонденцию, как электронную, так и аналоговую. Речь идёт, в том числе, и о внутренней коммуникации между отделами и ведомствами. Второе важное направление работы – доступ гражданина ко всем государственным и муниципальным услугам. Система тоже довольно проста. Каждый налогоплательщик получает уникальный ID-код, который позволяет заходить на сайт любого государственного и муниципального учреждения. Таким образом, авторами отмечается высокая степень прозрачности функционирования государственных структур и осведомленности граждан о деятельности государства в целом и различных его структурах, ведомствах и подразделениях, какой не имеется в России на данном этапе.

Подводя итоги, следует обратить внимание, что для полноценного развития электронного правительства, необходим системный подход, анализ и приемствование  опыта как можно большего количества зарубежных стран, зарекомендовавших себя в области электронного правительства, что в некоторой мере выполняется в рамках проекта EGOVEXPERT (www.egovexpert.com), необходимо, главным образом, и прямая ориентация на российского гражданина, его требованиям, его пониманию задач электронного правительства, его потребностям, это и будет движущей силой развития диалога страны и её жителей.