В последнее время мы всё чаще слышим об электронных госуслугах, различные новости по данной теме, положительные отзывы. В данной статье мы рассмотрим все «за» и «против», расскажем, что действительно должен знать каждый пользователь о проекте ЭП и как развивается и будет развиваться сфера электронных госуслуг.
Электронная услуга, или электронная информационная услуга, — услуга по удовлетворению информационных потребностей пользователя, имеющая компьютерную или электронную форму представления. Таким образом, электронная услуга связана с предоставлением электронного документа и как вариант перевода его в обычную бумажную форму.
Задачи электронных услуг — повышение надежности и улучшение деятельности систем государственного обслуживания; обеспечение нужной информацией и услугами широких слоев населения
С внедрением программы «Электронное правительство» в жизнь, для россиян появилось новое понятие «электронные госуслуги». В общем, это те же самые госуслуги, переведённые в электронный формат. Их цель – упрощение системы взаимодействия с госорганами.
Под конец 2010 года прозвучала новость о том, что «Ростелеком» открыл первый многофункциональный информационный терминал (инфомат), позволяющий любому жителю России, не имеющему собственного выхода в сеть Интернет, получать все доступные в электронном виде государственные услуги федерального, регионального и муниципального уровня через единый портал www.gosuslugi.ru.
Из статьи (http://www.rostelecom.ru/projects/egov/news/d204143/ ) : «…По мнению Министра связи и массовых коммуникаций И.О. Щеголева, «появление в городах России инфоматов не просто повышает доступность государственных услуг для жителей страны, но и является началом нового этапа формирования в России «электронного правительства».
Открытый инфомат оснащен сенсорным экраном, сканером, на котором заявитель может отсканировать и отправить в любое ведомство необходимые документы, купюроприемником, считывателями пластиковых карт, чековым принтером, видеокамерой, микрофоном и звуковой системой для видео- и аудиосвязи с квалифицированным консультантом-оператором контакт-центра, обслуживающего единый портал госуслуг. С его помощью можно оплатить налоги, штрафы, пошлины как наличными средствами, так и обычной банковской картой. Число услуг, которые можно получить с помощью инфомата, постоянно растет…»
Презентация инфомата
Так вводили в массы электронные госуслуги, ведь после этой новости заинтересованность порталом госуслуг значительно возросла.
Для удобства пользования новой программой прямой партнёр ЭП «Ростелеком» разработал приложение «Госуслуги» для пользователей новой операционной системы Windows 8.
Из источника «В приложении «Госуслуги» для Windows 8 доступны самые популярные сервисы портала: доступ в «Личный кабинет», просмотр информации о статусе заявлений на получение услуг; извещение о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС), расширенное извещение о состоянии ИЛС, история обращений по застрахованному лицу, предоставление информации о налоговой задолженности физического лица, оплата штрафов ГИБДД, а также настройка уведомлений и отображения информации об услуге.
Приложение доступно по ссылке
Портал государственных услуг обеспечивает единую точку доступа к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде через Интернет и является одним из ключевых элементов «электронного правительства» России.»
Теперь поговорим о плюсах электронных госуслуг. 26 декабря 2012 года «Ростелеком» опубликовал на своём сайте статью. «Ростелеком» в 2012 году подарил россиянам 30 000 000 свободных дней». Заголовок явно заинтересовывает, в самой статье приводятся интересные подсчёты.
«Ростелеком» сообщает, развитие Портала госуслуг в 2012 году шло рекордными темпами: в 5 раз по сравнению с предыдущим годом выросло количество пользователей портала, в 4 раза увеличилось число электронных услуг и в 3 раза – информационных. Сейчас у портала более 15 000 000 пользователей и 4 000 000 зарегистрированных личных кабинетов. Граждане на портале могут получить 4 000 электронных и 75 000 информационных услуг. Количество услуг, заказанных через портал, превысило 15 000 000.
«В этом году только благодаря работе Системы межведомственного электронного взаимодействия мы сократили очереди в России на 200 000 км и в сумме подарили россиянам около 30 000 000 свободных дней, которые им не пришлось тратить на получение справок в госорганах», — отметил бывший вице-президент (покинул компанию в феврале 2013 года) по инновационному развитию ОАО «Ростелеком» — А. Нащёкин.
Вице-президент по инновационному развитию ОАО «Ростелеком» А. Нащёкин
Так же «Ростелеком» порадовал региональные органы власти разработанными инновационными инструментами, которые позволят самостоятельного переводить госуслуги в электронный вид (http://www.rostelecom.ru/projects/egov/news/d269640/).
Перечень решений включает в себя Конструктор интерактивных форм заявлений, Региональный технологический портал электронного правительства и личный кабинет оператора РСМЭВ.
Конструктор интерактивных форм заявлений – это действительно удобный инструмент для самостоятельной разработки, настройки и тестирования форм заявлений на получение госуслуг, а также последующей публикации их на региональных порталах. «Ростелеком» планирует предоставлять Конструктор форм региональным органам государственной власти на безвозмездной основе.
«Созданные «Ростелекомом» новые инструменты для работы региональных органов власти с порталами госуслуг призваны ускорить перевод государственных услуг в электронный вид и сделать более эффективной систему межведомственного электронного взаимодействия, — отметил Исполнительный Директор — Директор департамента регионального развития ОАО «Ростелеком» Дмитрий Гуртов. – Внедрение решений «среды самообслуживания» в регионах позволит увеличить количество переведенных в электронный вид госуслуг и повысить качество их предоставления гражданам».
Директор департамента регионального развития ОАО «Ростелеком» Дмитрий Гуртов
В ближайшем будущем планируется апробация предложенных «Ростелекомом» инновационных решений в ряде регионов России.
Сегодня на Едином портале госуслуг размещено около 7000 электронных услуг, более 2000 из которых — это услуги муниципалитетов. У портала свыше 20 млн. пользователей по всей России и около 5 млн. личных кабинетов. К СМЭВ подключены все субъекты РФ, 70 федеральных органов исполнительной власти и 6400 внешних информационных систем. За время существования СМЭВ обработано более 1 млн. результативных запросов.
Электронные госуслуги будут развиваться и совершенствоваться, опираясь на реальную пользу данной программы в сфере информационного сообщества. Уменьшаются комиссии, упрощается система оплат и подач документов, увеличивается количество услуг в электронном виде. Всё это для наибольшего удобства и комфорта граждан.