Государственные услуги, часть 1

  Впервые термин «государственные услуги» появился в Концепции реформирования государственной службы РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15 августа 2001 г., далее в Федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003–2005 гг.)», утвержденной Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г., где было указано о необходимости достижения качественного уровня исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг.

 В данной статье мы разобрали основные понятия «государственной услуги» (госуслуги), какие определения дают специалисты данному термину, а так же выявили виды, признаки, стандарты и пр.

 В соответствии с глоссарием административной реформы государственная услуга – деятельность органа исполнительной власти, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей.

 В соответствии с проектом федерального закона от 2005 г. «О стандартах государственных услуг» государственная услуга – деятельность органа, оказывающего государственную услугу, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей.

 По сей день среди специалистов не сложилось чёткого единого мнения по определению понятия «государственная услуга». Государственная услуга рассматривается как одна из разновидностей государственных функций. Предоставление государственных услуг является функцией по оказанию услуг, включающей защиту прав и законных интересов граждан и организаций; распределение материальных ресурсов; предоставлении информации; консультаций и методической помощи.

 В настоящее время выделяют 4 вида непосредственно государственных:

  • установление права гражданина или организации на что-либо;
  • материальное обеспечение вышеуказанного права в отдельных случаях, установленных законодательством (например, права на получение пенсии);
  • установление юридических фактов, чаще всего выражающихся в справках;
  • предоставление информации.
Талон электронной очереди

Можно выделить базовые признаки государственной услуги:

  • адресность (наличие конкретного лица, обратившегося за получением услуги);
  • связь с правами и обязанностями граждан; в большинстве случаев государственная услуга является способом реализации гражданином (организацией) принадлежащих ему прав и свобод, либо способом реализации возложенной на него обязанности;
  • адресат обращения за услугой гражданина, лица без гражданства или представителя юридического лица – орган исполнительной власти;
  • взаимодействие сторон в процессе оказания услуги, т. е. необходимость личного (устного или письменного) контакта органа, оказывающего услугу с получателем услуги.

 Получателем государственной услуги является гражданин РФ, иностранный гражданин, либо лицо без гражданства, или организация, обратившиеся непосредственно, или через своего представителя в орган по оказанию услуги для реализации своих прав, либо законных интересов, или исполнения обязанностей.

 Стандартом государственной услуги является система требований к государственной услуге в интересах ее получателя, принятая нормативным правовым актом в порядке, установленном законодательством об административных регламентах и стандартах государственных услуг (включает характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания государственной услуги).

Нормативное определение позволяет выделить следующие черты оказания государственных услуг:

  • осуществление государственной функции;
  • государственные услуги предоставляются в установленных федеральными законами областях – образовании, здравоохранении и др.;
  • стоимость услуг регулируется государством (безвозмездно или по государственным расценкам), т. е. они не подчинены законам рынка;
  • субъекты оказания государственных услуг – органы государственной власти, подведомственные им государственные учреждения либо иные организации;
  • субъекты получения государственных услуг – граждане и организации.

 Содержание государственных услуг многообразно – медицинские, образовательные, культурные, информационные, консультационные, банковские и другие.

 По функциональному назначению государственные услуги, оказываемые услугополучателям, разделяются на материальные и социально-культурные.

 Материальные услуги есть удовлетворение материально-бытовых потребностей получателя, социально-культурные – интеллектуальных потребностей, поддержание нормальной жизнедеятельности получателя.

 Государственные услуги оказывают органы власти, местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями; организации, уполномоченные на это на основании правового акта или договора о выполнении работ или оказания услуг для государственных нужд, например Федеральная регистрационная служба, государственные нотариальные конторы, паспортно-визовые отделы, органы ЗАГС, ГИБДД и т. п.

 На федеральном уровне к числу государственных услуг относится ведение реестров, регистров, кадастров.

 Под качеством государственной услуги понимают совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности получателя в отношении содержания (результата) услуги. Качество государственного обслуживания включает совокупность характеристик процесса и условий оказания услуги, обеспечивающих удовлетворение потребности получателя в отношении процесса оказания услуги.

 В настоящий момент существует ряд методик мониторинга качества предоставления государственных услуг. В качестве методов сбора информации предлагаются следующие:

  • анализ нормативных правовых актов;
  • анализ СМИ;
  • опросы сотрудников органов государственной власти и сотрудников МФЦ, которые предоставляют услуги МФЦ;
  • опросы получателей государственных услуг в различных формах; и другие.

 В заключение стоит отметить, что термин «государственные услуги» относительно новый и не имеет еще четкого и понятного определения. Тем не

менее, «государственные услуги» существовали раньше, так как в любом обществе формируются общественно значимые интересы, потребности, обеспечение которых берет на себя государство. Государственные услуги непосредственно связаны с функциями государства, их оказание государственными структурами основаны на функциях государства.

 Сегодня происходит становление сервисного государства. Для эффективного обеспечения этой государственной функции необходимо исследовать

конъюнктуру рынка услуг. Поскольку государственные услуги, оказываемые

органами исполнительной власти, в большинстве своем носят опосредованный характер или являются услугами для производства услуг, необходима четкая ориентация на структуры, оказывающие государственные услуги, и, в конечном счете, на конкретных услугополучателей.

 Не так давно в России появился новый вид услуг для граждан – электронные госуслуги (электронные услуги). В настоящее время электронные госуслуги пользуются большой популярностью (явным лидером среди услуг на старте существования ЭУ стала услуга оформления заграничного паспорта, что по сей день остаётся самой востребованной среди прочих).

Passport

 Согласно планам, озвученным первыми лицами государства, уже в 2015 г. все государственные услуги (более 1500) должны предоставляться в электронном виде.

 Улучшение качества оказания государственных и муниципальных услуг и повышение эффективности государственного управления являются приоритетными задачами для органов власти на всех уровнях. Внедрение передовых информационных технологий — один из ключевых элементов комплекса проводимых с этой целью мероприятий.